Культуру Беларуси невозможно представить себе без народного искусства, которое раскрывает истоки духовной жизни белорусского народа, наглядно демонстрирует его моральные, эстетические ценности, художественный вкус и является частью его истории. Устное народное творчество, музыкальный фольклор, народное декоративно-прикладное искусство должны найти большее отражение в содержании образования и воспитании подрастающего поколения сейчас, когда образцы массовой культуры других стран активно внедряются в жизнь, быт, мировоззрение детей. В настоящее время большое внимание стало уделяться приобщению детей к сокровищам народных культур с целью возрождения, сохранения и развития неиссякаемого источника мудрости и исторического опыта народа, формирования национального самосознания детей, достойных представителей своего этноса, носителей своей национальной культуры. Освоение дошкольниками элементов народного искусства происходит наиболее успешно в деятельности. Дидактические игры представляют собой универсальное средство познания детьми окружающего мира, творческого развития, поскольку соединяют в себе и игровую, и обучающую задачу. Кроме того, дидактическая игра является своеобразной точкой пересечения целенаправленной деятельности педагога и потребностей ребёнка. Многоплановость функций дидактической игры обеспечивает её комплексное воздействие на развивающуюся личность.
Как метод обучения дидактическая игра знакомит дошкольников с национальной культурой. Использование кукол в национальных костюмах, народных игрушек, предметов декоративно-прикладного творчества эмоционально воздействует на детей, развивает чувственную сферу. Дидактическая игра как форма обучения помогает непосредственно в процессе игры формировать представления, усваивать понятия, обобщать, сравнивать. Дидактическая игра как самостоятельная деятельность реализует принцип осознанности, развивает детское творчество, обогащает содержание игр, наполняет их этнокультурной колористикой, обеспечивает перенос полученных знаний в реальные жизненные ситуации. Дидактическая игра как средство всестороннего развития личности закладывает основы нравственности, выявляет черты личности и характера. В игре ребёнок не только получает, уточняет и закрепляет свои знания, но и формирует опыт совместной деятельности со сверстниками, вновь эмоционально переживает знакомые ситуации. В дидактических играх легко интегрируется разнообразное содержание этнокультуры. Они могут быть включены в занятия или использоваться в индивидуальной работе с дошкольниками. Знакомство с элементами этнокультуры в игровой форме, обеспечивает включение произвольных и непроизвольных процессов восприятия, внимания, памяти.
К дидактическим играм с этносодержанием предъявляются следующие требования:
• Содержанием дидактических игр является народное прикладное искусство Беларуси, а именно традиционные костюмы, предметы домашнего обихода и утвари. Содержание игр подбирается в соответствии с возрастными и индивидуальными особенностями детей.
• Дидактические игры носят воспитывающий и развивающий характер. • Содержание дидактических игр строится на вариативной основе с постепенным усложнением содержания и правил игры.
• Дидактические игры должны отвечать эстетическим требованиям и вызывать эстетические чувства у детей.
дидактические игры
Система этнокультурных игр может быть представлена несколькими комплексами:
1. К первой группе могут быть отнесены игры, при помощи которых осуществляется систематизация полученных ранее на занятиях представлений об элементах национальной культуры (языке, костюме, быте, творчестве и т. д.). Характер игровых действий связан в основном с описанием, рассказом, отгадыванием, воспроизведением. 1. «Найди названный предмет»
Дидактическая задача: побуждать детей к нахождению предмета по описанию, расширять знания о предметах быта.
Игровые действия: отгадывание.
Материалы: предметные картинки с изображением национальной одежды, посуды, народных игрушек.
2.«Путешествуем по сказкам»
Дидактическая задача: закрепить знания детей о народных сказках, о национальных героях и их нравственных характеристиках; воспитывать желание быть похожими на них. Игровые действия: при помощи известного сказочного персонажа (например, Незнайки) ввести детей в игру, предложив им помочь узнать по картинкам героев любимых народных сказок и рассказать о том, какие они (дать характеристику их поступкам). Ребёнку, который правильно назвал героя, сказку и рассказал о нём, воспитатель даёт фишку.
Материалы: картинки с изображениями известных персонажей народных сказок, кукла Незнайка, фишки.
- «Угадай, откуда я приехал»
Дидактическая задача: закрепить и расширить знания детей о национальных костюмах разных областей Беларуси.
Игровая задача: угадать, откуда приехали гости.
Игровое действие: появление кукол в народных костюмах, их рассказы о местах, где они «живут», Игровое правило: высказывать свои догадки только после выступления гостя, не перебивать его, вежливо и чётко задавать вопросы для уточнения.
- «Чей орнамент »
Дидактическая задача: назвать элементы национального орнамента.
Игровое действие: соотнести изображение фрагмента орнамента на маленькой карточке с его полным изображением на большой карточке.
Игровое правило: по указанию ведущего отгадать, какой орнамент изображён на карточке. Правильно ответивший ребёнок получает карточку, накрывает ею соответствующий участок на большой карточке. Материалы: шесть больших карточек с изображением национальных узоров и столько же маленьких, представляющих фрагменты орнаментов.
- «Музей народных игрушек»
Дидактическая задача: систематизировать знания детей о народных промыслах; воспитывать интерес к народной культуре, развивать творчество.
Игровые действия: исполняя роль экскурсовода, каждый ребёнок рассказывает о понравившейся народной игрушке, поясняя, чем именно она ему понравилась.
2. Цель второй группы дидактических игр этнокультурного содержания - развитие мыслительных операций: сравнительного обобщения, выделения характерного, специфического. В результате ребёнок закрепляет представления о действительности, начинает соотносить себя с конкретным этносом, что характеризует определённый этап развития национального самосознания.
1. «Встречаем гостей»
Дидактическая задача: закреплять знания детей о традиционной народной культуре; о правилах национального этикета; воспитывать культуру общения.
Игровые действия: гостя приветствовать на родном языке, сервировать стол, угощать традиционными национальными блюдами.
Материалы: куклы в национальных костюмах, посуда, муляжи национальных блюд. 2. «Магазин одежды»
Дидактическая задача: учить детей узнавать национальный костюм по его элементам и цветовой окраске; воспитывать интерес к народной культуре.
Игровые действия: дети-покупатели по карточкам, на которых изображены элементы национальных костюмов, просят группу детей-продавцов подобрать им остальные детали национального костюма.
Материалы: карточки с изображением деталей национальных костюмов.
3. «Вещи заблудились»
Дидактическая задача: закреплять умения детей определять элементы национального костюма и соотносить его с конкретной картинкой.
Игровые действия: соотнести элементы одежды с национальным костюмом и закрыть найденный элемент. Материалы: листы с нарисованными на них различными элементами национальных костюмов.
3. К третьей группе отнесены игры, обеспечивающие включённость детей в процесс выстраивания взаимоотношений друг с другом, в совместную творческую деятельность. Это игры, предполагающие творческое преобразование полученных знаний, навыки совместных действий (умение договориться, распределить действия) для решения совместной задачи.
1. «Сказка-загадка»
Дидактическая задача: закрепить знание детей о народных сказках; воспитывать интерес к устному народному творчеству; развивать инициативу, умение согласовывать свои действия с другими детьми.
Игровые действия: ребёнок берёт из шкатулки любой конверт, в котором лежат картинки с изображением сказочных персонажей, приглашает товарища играть с собой в паре, и вместе они придумывают и загадывают загадку о персонаже или сказке, из которой он взят. Остальные дети должны отгадать и назвать героя сказки.
2. «Узнай потешку»
Дидактическая задача: закрепить знание детей о народных потешках; воспитывать интерес к устному народному творчеству; развивать инициативу, умение согласовывать свои действия с другими детьми.
Игровые действия: ребёнок берёт из шкатулки картинки с изображением персонажей потешек, приглашает товарища играть с собой в паре, и вместе они придумывают и загадывают загадку о персонаже или Остальные дети должны отгадать и рассказать потешку.
3. «Доскажи слово»
Дидактическая задача: закрепить знание детей о народных потешках; воспитывать интерес к устному народному творчеству; развивать внимание.
Игровые действия: воспитатель рассказывает потешку, останавливаясь на каком либо слове, дети должны продолжить предложение. Тот, кто угадал слово, получает фишку.
4. «Покажи потешку»
Дидактическая задача: закрепить знание детей о народных потешках; воспитывать интерес к устному народному творчеству; развивать внимание, творчество.
Игровые действия: воспитатель предлагает детям показать действиями определенную потешку. Остальные дети должны отгадать потешку.
5. «Дидактические упражнения «Разрезные картинки».
Дидактическая задача: закрепить знание детей о народных потешках, сказках; воспитывать интерес к устному народному творчеству; развивать внимание, мелкую моторику пальцев.
Игровые действия: воспитатель предлагает детям парами сложить разрезанную картинку и назвать произведение.
Дидактические игры по ознакомлению с белорусским декоративно-прикладным искусством
1. Декоративная мозайка.
Цель: закрепление представлений об особенностей колорита, форм, характера размещения узора. Развитие художественного вкуса, закреплений названий элементов узора.
Дидактическая задача: узоры размещаются на плоскости картона или фанеры, которые имеют форму квадрата или полоски.
Правила игры: Дети складывают узоры по образцу и без него. У кого красивее узор, тот побеждает. Можно проводить соревнование на скорость выполнения узора.
2. Украсим сами.
Цель: упражнять детей в составлении композиции узора
Дидактическая задача: дети должны при помощи узоров украсить различные предметы одежды.
Правила игры: Вариант1. детям дается набор разнообразных белорусских орнаментов. Они должны найти соответствующий предмету одежды орнамент и приложить к нужному для украшения месту одежды. Контуры предметов одежды дети выбирают самостоятельно. Побеждает тот, у кого будет соответствующий узор на всем костюме, одинаково украшены рукава, подол и т.д.
Вариант2. С помощью мелких геометрических фигур дети украшают одежду по типу плоскостной мозайки. В качестве образца могут использоваться рисунки.
3. Кубики.
Цель: формировать умение выкладывать орнамент из кубиков.
Дидактическая задача: сложить белорусский орнамент одного стиля (геометрический или растительный), используя все кубики.
Правила игры: Одновременно участвует в игре 2 ребенка с 2-мя наборами кубиков. Побеждает тот, кто быстрее выложить предложенный орнамент, используя все кубики.
4. Собери костюм
Цель: воспитывать у детей чувство правильного комбинирования костюма в одном стиле. Дидактическая задача: дети должны подобрать конусы с одинаковым орнаментом и рукава рубашки с таким же узором.
Правила игры: дети должны правильно сложить костюм. Кто ошибся исполняет стихотворение или песню на белорусском языке.
Материал: части народных костюмов в виде конусов: юбка, рубашка, отдельно рукава.
5. Подбери куклу.
Цель: развивать у детей художественный вкус, умение правильно называть предметы одежды. Формировать умение подбирать костюм в одном стиле.
Правила игры: одевать и раздевать кукол, правильно называя составные части костюма.
6. Магазин художественных изделий.
Цель: упражнять детей в описании художественных изделий.
Дидактическая задача: дети должны правильно назвать цвет фона изделия, их чего оно сделано, где его можно использовать.
Правила игры: дети приходят в магазин, выбирают себе тот или иной предмет и описывают его продавцу, нге называя. Продавец должен догадаться о каком предмете идет речь. Если он отгадал, покупатель забирает предмет и отдает фишку продавцу.
7. Какое это полотенце?
Цель: закреплять у детей особенности геометрического и растительного орнаментов полотенец.
Дидактическая задача: дети должны ответь на вопрос мамы, какое она приготовила для дочки полотенце.
Правила игры: Выбирают мать, ей дают много фотографий со снимками или рисунков полотенец.Принимают участие в игре от 2 до 5 детей. На вопрос, какое полотенце выткала девочка, отказывают по очереди, за правильный ответ дается фишка. Побеждает тот, у кого больше фишек, тот и будет “мамой” в следующем раунде. 8. Как называется предмет посуды?
Цель: закреплять названия изделий белорусских гончаров.
Дидактическая задача: по силуэту определить как называется изделие.
Правила игры: кто правильно называет изделие, получает фишку. Победитель тот, у кого больше всех фишек.
9. Домино.
Цель: развивать быстроту реакции при нахождении формы керамического изделия и его назывании
Дидактическая задача: прикладывать карточки одна к другой, так, чтобы гляк совпадал с гляком, слоик со слоиком и т.д.
Правила игры: Играют 2-5 детей.Побеждает тот, кто быстрее выложит все свои карточки. Кто последний остается раздает карточки поровну.
Материал: 28 карточек, поделенных пополам, с изображением керамических изделий (по типу “домино”)