Консультация для педагогов «Использование дидактических игр в работе по ознакомлению с культурой Беларуси»

20.12.2022

         Культуру Беларуси невозможно представить себе без народного искусства, которое раскрывает истоки духовной жизни белорусского народа, наглядно демонстрирует его моральные, эстетические ценности, художественный вкус и является частью его истории. Устное народное творчество, музыкальный фольклор, народное декоративно-прикладное искусство должны найти большее отражение в содержании образования и воспитании подрастающего поколения сейчас, когда образцы массовой культуры других стран активно внедряются в жизнь, быт, мировоззрение детей.                                   В настоящее время большое внимание стало уделяться приобщению детей к сокровищам народных культур с целью возрождения, сохранения и развития неиссякаемого источника мудрости и исторического опыта народа, формирования национального самосознания детей, достойных представителей своего этноса, носителей своей национальной культуры.      Освоение дошкольниками элементов народного искусства происходит наиболее успешно в деятельности.     Дидактические игры представляют собой универсальное средство познания детьми окружающего мира, творческого развития, поскольку соединяют в себе и игровую, и обучающую задачу. Кроме того, дидактическая игра является своеобразной точкой пересечения целенаправленной деятельности педагога и потребностей ребёнка. Многоплановость функций дидактической игры обеспечивает её комплексное воздействие на развивающуюся личность.                                                                                

           Как метод обучения дидактическая игра знакомит дошкольников с национальной культурой. Использование кукол в национальных костюмах, народных игрушек, предметов декоративно-прикладного творчества эмоционально воздействует на детей, развивает чувственную сферу. Дидактическая игра как форма обучения помогает непосредственно в процессе игры формировать представления, усваивать понятия, обобщать, сравнивать. Дидактическая игра как самостоятельная деятельность реализует принцип осознанности, развивает детское творчество, обогащает содержание игр, наполняет их этнокультурной колористикой, обеспечивает перенос полученных знаний в реальные жизненные ситуации. Дидактическая игра как средство всестороннего развития личности закладывает основы нравственности, выявляет черты личности и характера. В игре ребёнок не только получает, уточняет и закрепляет свои знания, но и формирует опыт совместной деятельности со сверстниками, вновь эмоционально переживает знакомые ситуации. В дидактических играх легко интегрируется разнообразное содержание этнокультуры. Они могут быть включены в занятия или использоваться в индивидуальной работе с дошкольниками.          Знакомство с элементами этнокультуры в игровой форме, обеспечивает включение произвольных и непроизвольных процессов восприятия, внимания, памяти.                                  

 К дидактическим играм с этносодержанием предъявляются следующие требования:                                                                                               

  • Содержанием дидактических игр является народное прикладное искусство Беларуси, а именно традиционные костюмы, предметы домашнего обихода и утвари. Содержание игр подбирается в соответствии с возрастными и индивидуальными особенностями детей.                                                                  

   • Дидактические игры носят воспитывающий и развивающий характер.                                                                            • Содержание дидактических игр строится на вариативной основе с постепенным усложнением содержания и правил игры.                                   

   • Дидактические игры должны отвечать эстетическим требованиям и вызывать эстетические чувства у детей.

дидактические игры

 Система этнокультурных игр может быть представлена несколькими комплексами:                                                                                                              

 1. К первой группе могут быть отнесены игры, при помощи которых осуществляется систематизация полученных ранее на занятиях представлений об элементах национальной культуры (языке, костюме, быте, творчестве и т. д.). Характер игровых действий связан в основном с описанием, рассказом, отгадыванием, воспроизведением.                            1. «Найди названный предмет» 

Дидактическая задача: побуждать детей к нахождению предмета по описанию, расширять знания о предметах быта.                                            

Игровые действия: отгадывание.                                                   

Материалы: предметные картинки с изображением национальной одежды, посуды, народных игрушек.

    2.«Путешествуем по сказкам»                                                               

Дидактическая задача: закрепить знания детей о народных сказках, о национальных героях и их нравственных характеристиках; воспитывать желание быть похожими на них.                                                                                 Игровые действия: при помощи известного сказочного персонажа (например, Незнайки) ввести детей в игру, предложив им помочь узнать по картинкам героев любимых народных сказок и рассказать о том, какие они (дать характеристику их поступкам). Ребёнку, который правильно назвал героя, сказку и рассказал о нём, воспитатель даёт фишку.                           

Материалы: картинки с изображениями известных персонажей народных сказок, кукла Незнайка, фишки.

  1. «Угадай, откуда я приехал»

Дидактическая задача: закрепить и расширить знания детей о национальных костюмах разных областей Беларуси.                                

Игровая задача: угадать, откуда приехали гости.                                 

Игровое действие: появление кукол в народных костюмах, их рассказы о местах, где они «живут»,                                Игровое правило: высказывать свои догадки только после выступления гостя, не перебивать его, вежливо и чётко задавать вопросы для уточнения.

  1. «Чей орнамент »

Дидактическая задача: назвать элементы национального орнамента.         

Игровое действие: соотнести изображение фрагмента орнамента на маленькой карточке с его полным изображением на большой карточке.   

Игровое правило: по указанию ведущего отгадать, какой орнамент изображён на карточке. Правильно ответивший ребёнок получает карточку, накрывает ею соответствующий участок на большой карточке.                              Материалы: шесть больших карточек с изображением национальных узоров и столько же маленьких, представляющих фрагменты орнаментов.

  1. «Музей народных игрушек»

Дидактическая задача: систематизировать знания детей о народных промыслах; воспитывать интерес к народной культуре, развивать творчество.

Игровые действия: исполняя роль экскурсовода, каждый ребёнок рассказывает о понравившейся народной игрушке, поясняя, чем именно она ему понравилась.

2. Цель второй группы дидактических игр этнокультурного содержания - развитие мыслительных операций: сравнительного обобщения, выделения характерного, специфического. В результате ребёнок закрепляет представления о действительности, начинает соотносить себя с конкретным этносом, что характеризует определённый этап развития национального самосознания.          

1. «Встречаем гостей»                                                         

Дидактическая задача: закреплять знания детей о традиционной народной культуре; о правилах национального этикета; воспитывать культуру общения.                                                                                      

Игровые действия: гостя приветствовать на родном языке, сервировать стол, угощать традиционными национальными блюдами.                                

Материалы: куклы в национальных костюмах, посуда, муляжи национальных блюд.                                                          2. «Магазин одежды»                                                                                          

Дидактическая задача: учить детей узнавать национальный костюм по его элементам и цветовой окраске; воспитывать интерес к народной культуре.                                                                                                                        

Игровые действия: дети-покупатели по карточкам, на которых изображены элементы национальных костюмов, просят группу детей-продавцов подобрать им остальные детали национального костюма.               

Материалы: карточки с изображением деталей национальных костюмов.                                                        

3. «Вещи заблудились»                                                                                 

  Дидактическая задача: закреплять умения детей определять элементы национального костюма и соотносить его с конкретной картинкой.

Игровые действия: соотнести элементы одежды с национальным костюмом и закрыть найденный элемент.                        Материалы: листы с нарисованными на них различными элементами национальных костюмов.                            

3. К третьей группе отнесены игры, обеспечивающие включённость детей в процесс выстраивания взаимоотношений друг с другом, в совместную творческую деятельность. Это игры, предполагающие творческое преобразование полученных знаний, навыки совместных действий (умение договориться, распределить действия) для решения совместной задачи.

1. «Сказка-загадка»          

Дидактическая задача: закрепить знание детей о народных сказках; воспитывать интерес к устному народному творчеству; развивать инициативу, умение согласовывать свои действия с другими детьми.

Игровые действия: ребёнок берёт из шкатулки любой конверт, в котором лежат картинки с изображением сказочных персонажей, приглашает товарища играть с собой в паре, и вместе они придумывают и загадывают загадку о персонаже или сказке, из которой он взят. Остальные дети должны отгадать и назвать героя сказки.                                      

2. «Узнай потешку»                                                                                   

Дидактическая задача: закрепить знание детей о народных потешках; воспитывать интерес к устному народному творчеству; развивать инициативу, умение согласовывать свои действия с другими детьми.         

Игровые действия: ребёнок берёт из шкатулки картинки с изображением персонажей потешек, приглашает товарища играть с собой в паре, и вместе они придумывают и загадывают загадку о персонаже или Остальные дети должны отгадать и рассказать потешку.                                                 

3. «Доскажи слово»                                                                                   

Дидактическая задача: закрепить знание детей о народных потешках; воспитывать интерес к устному народному творчеству; развивать внимание.         

Игровые действия: воспитатель рассказывает потешку, останавливаясь на каком либо слове, дети должны продолжить предложение. Тот, кто угадал слово, получает фишку.                                                     

4. «Покажи потешку»                                                                                         

Дидактическая задача: закрепить знание детей о народных потешках; воспитывать интерес к устному народному творчеству; развивать внимание, творчество.                                                                                        

Игровые действия: воспитатель предлагает детям показать действиями определенную потешку.  Остальные дети должны отгадать потешку.

5. «Дидактические упражнения «Разрезные картинки».                           

Дидактическая задача: закрепить знание детей о народных потешках, сказках; воспитывать интерес к устному народному творчеству; развивать внимание, мелкую моторику пальцев.                                                      

Игровые действия: воспитатель предлагает детям парами сложить разрезанную картинку и назвать произведение.                                                                     

Дидактические игры по ознакомлению с белорусским декоративно-прикладным искусством

1. Декоративная мозайка.

Цель: закрепление представлений об особенностей колорита, форм, характера размещения узора. Развитие художественного вкуса, закреплений названий элементов узора.                                                           

Дидактическая задача: узоры размещаются на плоскости картона или фанеры, которые имеют форму квадрата или полоски.                                           

Правила игры: Дети складывают узоры по образцу и без него. У кого красивее узор, тот побеждает. Можно проводить соревнование на скорость выполнения узора.                                                                                                          

2. Украсим сами.                                                                                                   

Цель: упражнять детей в составлении композиции узора             

Дидактическая задача: дети должны при помощи узоров украсить различные предметы одежды.                                                                                    

Правила игры: Вариант1. детям дается набор разнообразных  белорусских орнаментов. Они должны найти соответствующий предмету  одежды орнамент и приложить к нужному для украшения месту одежды. Контуры предметов одежды дети выбирают самостоятельно. Побеждает тот, у кого будет соответствующий узор на всем костюме, одинаково украшены рукава, подол и т.д.                                                                                          

Вариант2. С помощью мелких геометрических фигур дети украшают одежду по типу плоскостной мозайки. В качестве образца могут использоваться рисунки.                                                                                               

3. Кубики.                                                                                                               

Цель: формировать умение выкладывать орнамент из кубиков.                

Дидактическая задача: сложить белорусский орнамент одного стиля (геометрический или растительный), используя все кубики.                                 

Правила игры: Одновременно участвует в игре 2 ребенка с 2-мя наборами кубиков. Побеждает тот, кто быстрее выложить предложенный орнамент, используя все кубики.

4. Собери костюм                                        

Цель: воспитывать у детей чувство правильного комбинирования костюма в одном стиле.                                                Дидактическая задача: дети должны подобрать конусы с одинаковым орнаментом и рукава рубашки с таким же узором.                                             

Правила игры: дети должны правильно сложить костюм. Кто ошибся исполняет стихотворение или песню на белорусском языке.                                

Материал: части народных костюмов в виде конусов: юбка, рубашка, отдельно рукава.

5. Подбери куклу.                    

Цель: развивать у детей художественный вкус, умение правильно называть предметы одежды. Формировать умение подбирать костюм в одном стиле.                                                                                                                   

Правила игры:  одевать и раздевать кукол, правильно называя составные части костюма.                                                                                   

6. Магазин художественных изделий.                                                                  

Цель: упражнять детей в описании художественных изделий.              

Дидактическая задача: дети должны правильно назвать цвет фона изделия, их чего оно сделано, где его можно использовать.                        

Правила игры: дети приходят в магазин, выбирают себе тот или иной предмет и описывают его продавцу, нге называя. Продавец должен догадаться о каком предмете идет речь. Если он отгадал, покупатель забирает предмет и отдает фишку продавцу.                                                        

7. Какое это полотенце?                                                                                       

Цель: закреплять у детей особенности геометрического и растительного орнаментов полотенец.

Дидактическая задача: дети должны ответь на вопрос мамы, какое она приготовила для дочки полотенце.

Правила игры: Выбирают мать, ей дают много фотографий со снимками или рисунков полотенец.Принимают участие в игре от 2 до 5 детей. На вопрос, какое полотенце выткала девочка, отказывают по очереди, за правильный ответ дается фишка. Побеждает тот, у кого больше фишек, тот и будет “мамой” в следующем раунде.                                                   8. Как называется предмет посуды?                                                                     

Цель: закреплять названия изделий белорусских гончаров.                                 

Дидактическая задача: по силуэту определить как называется изделие.         

Правила игры: кто правильно называет изделие, получает фишку. Победитель тот, у кого больше всех фишек.                                                        

9. Домино.                                                                                                               

Цель: развивать быстроту реакции при  нахождении формы керамического изделия и его назывании                                                               

Дидактическая задача: прикладывать карточки одна к другой, так, чтобы гляк совпадал с гляком, слоик со слоиком и т.д.                                                 

Правила игры:  Играют 2-5 детей.Побеждает тот, кто быстрее выложит все свои карточки. Кто последний остается раздает карточки поровну. 

Материал: 28 карточек, поделенных пополам, с изображением керамических изделий (по типу “домино”)